В 2016 году – более 80 лет с момента изобретения зимних шин:

Шины Nokian Kelirengas освоили безопасные повороты на заснеженной дороге

Первой в мире зимней шиной стала шина Kelirengas («погодная шина»), которую в 1934 году создалакомпания Nokian Tyres. Эта шина стала предшественницей зимних шин Nokian Hakkapeliitta. В этом году мы отмечаем более 80-летие первых зимних шин. 

В 1930-е годы снегоочистители не были широко распространены и узкими зимними дорогами пользовались редко. Для решения проблем передвижения по зимним дорогам инженеры из отдела шин в Nokia каждый день связывались с водителями. Менеджер по продажам Эрик Сундквист (Erik Sundqvist) был ключевой фигурой в разработке шин; он внимательно выслушивал пожелания своих клиентов и тесно сотрудничал с Августом Келху (August Kelhu), который занимался продажей шин.

Шины Kelirengas с их «грубым» протектором, незаменимым на глубоком снегу, были разработаны для грузовых автомобилей и автобусов, которые господствовали на дорогах в то время. Первые комплекты Kelirengas были изготовлены в размере 7.50-20. Шины Kelirengas в основном были предназначены для удержания автомобиля на дороге в условиях обильного рыхлого снега. Глубокий протектор сделал Kelirengas зимними шинами, так как ее поперечные канавки вгрызались в снег как зубчатые колеса. Это избавило от необходимости использовать громоздкие цепи противоскольжения. Рисунок протектора сам хорошо очищался во время езды, что, в свою очередь, улучшало сцепление с дорогой.

Концепция шины была основана на рисунке протектора, который обеспечивал превосходное сцепление. Рисунок протектора шин Kelirengas оказался настолько успешным, что оставался практически неизменным около двадцати лет. Как говорила реклама тех лет: «Торможение стало более эффективным, и боковое скольжение на углах и поворотах полностью устранено». Прайс-лист на 1934 год включал десять моделей шин, и около 110 шин производилось каждый день.


Шины Nokian Hakkapeliitta – чемпионы зимних дорог

На зимних дорогах стало появляться все больше легковых автомобилей. В 1936 году инженеры завода Nokian Tyres создали решение для скользких зимних дорог. Эти шины получили название Snow-Hakkapeliitta (Снежная Хаккапелиитта).

Эти зимние шины были специально созданы для легковых автомобилей. Был разработан совершенно новый рисунок протектора с полностью поперечными канавками, которые усиливали сцепление и контакт с рыхлым снегом и грязью. Полости на поверхности протектора, предотвращающие скольжение на обледенелой поверхности, были характерной чертой шин Nokian Hakkapeliitta. Так родились шины – чемпионы зимних дорог.

Международное признание в Монте-Карло

Уже в 1950-х требования к зимним шинам возросли: увеличивалось количество автомобилей на дорогах, снегоочистители стали использоваться все больше, в результате дороги становились обледенелыми и скользкими. Рассматривались разные варианты как улучшить сцепление шин с дорогой; среди них были и резиновые накладки с металлическими вставками, и резиновые смеси протектора с керамическими частицами. Предлагались различные металлические средства противоскольжения, такие как клепаные шины и шины с различными пружинами и штырями.

Наконец, наступил прорыв – шипы Kometa, прочность и долговечность которых были основаны на использовании металлического наконечника. Аналогичная технология до сих пор используется для производства шипованных шин. Это создало уникальную комбинацию: зимние шины Nokian Hakkapeliitta, шипы Kometa и патент на шипованные шины, который принадлежит технику Вейкко Рюхёнену (Veikko Ryhönen). Первой зимней шиной, разработанной в 1961 году специально для шипов, была шина Kometa-Hakkapeliitta. Это было решение для зимних дорог: шипы обеспечивают сцепление со льдом, а сама шина работает на рыхлых поверхностях.

Окончательный прорыв шипованных зимних шин в коллективном сознании автолюбителей произошел в 1963 году, когда все призеры на ралли в Монте-Карло использовали шипованные шины NokianHakkapeliitta. Настоящий триумф финские зимние шины пережили в Монте-Карло в 1965–1967 гг., когда Тимо Мякинен (TimoMäkinen), Паули Тойвонен (PauliToivonen) и Рауно Аалтонен (RaunoAaltonen) подряд выигрывали легендарное зимнее ралли.

В марте 2013 года компания Nokian Tyres – изобретатель первых в мире зимних шин – установила фантастический мирового рекорда скорости на льду. Тест-пилот Nokian Tyres Янне Лайтинен (Janne Laitinen) разогнал машину до скорости 335,713 км/ч на льду Ботнического залива. Непревзойденное сцепление и скорость обеспечили новые шипованные зимние шины Nokian Hakkapeliitta 8.

Подробнее:

80 лет Nokian Hakkapeliitta:
История обладательницы севере

Более 80 лет с момента изобретения зимних шин: 
Как изменилась зимняя шина
Как разработали первую в мире зимнюю шину?
Зимним шинам Nokian более 80 лет

технологии "умного" движения и биоорганических материалов:
Nokian Hakkapeliitta в 2036 году 
Nokian Hakkapeliitta — пионер в технологии и безопасности шин 
Зимние шины Nokian Hakkapeliitta сочетают в себе изобретательность, опыт и современные технологии

фотографии:
Зимние шины Nokian Tyres с 1934 года и до сегодняшнего дня (pdf file, 10 MB)
Летние шины Nokian Tyres с 1932 года и до сегодняшнего дня (pdf file, 10 MB)