FacebookInstagrammenu-iconicon-playscroll-downsearchTwitterYouTube
Menu

← Hakkapeliitta – 80 лет

Шипы захватывают дорогу

Шипы являются превосходным средством обеспечения безопасности для усиления сцепления при отрицательной температуре. Это финская инновация, созданная по мере усовершенствования дорог и автомобилей. Современные шипы — это при правильных условиях неоспоримое средство безопасности. Водитель может полагаться на постоянно совершенствующуюся технологию шипов, учитывающую безопасность, охрану окружающей среды и комфортность.

Рисунок протектора первых шин Hakkapeliitta был предназначен для снежной погоды. По мере увеличения количества автомобилей и улучшения обслуживания дорог условия зимнего вождения также изменились: движение стало интенсивным, и очищаемые от снега дороги покрывались льдом. В конце 1960-х годов разработан блокировщик скольжения между шиной и дорожным покрытием с целью улучшения сцепления протектора зимней шины.

Существовало множество различных идей. Было внесено несколько предложений относительно того, как сделать сцепление шин лучше; среди них были облицовка резиной с металлическими полосами и составы протектора с содержанием керамических частиц. Было предложено несколько различных типов металлических блокировщиков скольжения, например, клепаные шины и шины с различными пружинами и шипами.

Изобретатель шипа Райхёнен и Kometa-Hakkapeliitta

Изобретателем современного шинного шипа может считаться контролер Веикко Райхёнен из мастерской резиновых изделий в г. Аркела. Он уже разрабатывал шипы, улучшавшие сцепление шин в 1940-х годах. Райхёнен запатентовал свое изобретение в 1959 году.

Продукцией прорыва для потребительского рынка стал шип Kometa компании Kovametalli Oy, мощь и долговечность которого опирались на жесткий металлический наконечник.  В сотрудничестве с Suomen Gummitehdas была создана Kometa-Hakkapeliitta, зимняя шина, предназначенная для установки шипов. Это было хорошим решением для современных зимних дорог: шип цепляется за лед, в то время как сама шина взаимодействует с мягкими поверхностями.

Сначала шины и шипы продавались по отдельности. Для гарантирования правильности установки шипов, Suomen Gummitehdas начали производство шин Haka-Hakkapeliitta с готовыми отверстиями для шипов и оставили операцию установки шипов профессиональной дилерской организации.

Шина Hakkapeliitta с заводской установкой шипов

Водителям не всегда было понятно, как им следует оборудовать свои транспортные средства для зимнего вождения. Шинная компания пропагандировала правильную установку: профессионально шипованные шины на все колеса! Использование шипованных шин горячо обсуждалось в скандинавских странах, но результаты довольно быстро сказали сами за себя, и шипованные зимние шины стали основным оружием в борьбе против скользких дорожных условий. В Финляндии, например, в середине 1960-х годов четыре из пяти потребителей выбрали шипы.

В 1964 году была выпущена первая в мире специальная шина для шипования, просто названная Hakkapeliitta. Уже в следующем году стали доступны в продаже шины Hakkapeliitta всех размеров с отверстиями для шипов. К тому моменту, когда в середине 1970-х нормой стали радиальный зимние шины, самым популярным типом стали шины с заводским шипованием. Важнейшим преимуществом шипованных зимних шин стало то, что тормозной путь уменьшился, и что руление стало возможно даже на ледяных участках дорог.

На рынок приходят нешипованные зимние шины

Сначала законодательство разных стран различалось в плане использования средств блокировки скольжения в дорожном движении. В Финляндии, на родине зимней шины, в 1970-х годах были введены новые положения относительно контроля износа дорожного покрытия.  Выступ шипа для легковых автомобилей был ограничен 1,5 мм, и было ограничено их количество и сила воздействия на покрытие. Период использования средств блокировки скольжения был установлен с середины октября до апреля.

Вследствие энергетического кризиса, в 1970-х годах основными вопросами, учитываемыми при разработках,  были

экономичное вождение и влияние шипов на сопротивление качению шины. В 1980-х развитие технологии шипов было сконцентрировано на повышении комфортности управления и вождения: радиальные шины и даже более мощные автомобили тоже требовали легкости качения шипованных шин. Размер шипа был уменьшен, а его наконечник скруглен.

К 1990-м годам зимнее вождение задействовало множество участков автомагистралей, и дороги часто были необорудованными. Пришло время для нешипованной зимней шины. Эти шины не имели шипов, но у них остались высококачественный состав резины и рисунки протектора, которые позволяли удерживать машину на дороге.

 Первая нешипованная шина Hakkapeliitta была выпущена в 1991 году. Нешипованный вариант серии Hakkapeliitta 1996 года, Hakkapeliitta NRW 1 Nokian, представил нешипованную шину нового поколения, в которой было одновременно улучшено влажное сцепление, сцепление со льдом и износостойкость.

Квадратный шип, Экошип и Медвежий коготь

Начиная с 1990-х традиционный круглый шип стал квадратным. Квадратный шип также снабжен круглым нижним поясом и твердым металлическим наконечником, улучшающим износостойкость и обеспечивающим превосходное сцепление на льду.

В 1995 году был выпущен анкерный Экошип Nokian. Легкий шип выдавливался из отверстия и должен был действовать как амортизатор, самоблокирующийся на месте. Подушка шипа смягчала удар и улучшала работу шипа. Помимо экологичности, новая технология шипа обеспечивала плотное сцепление шипа и низкий уровень шума во время качения.  Последняя версия технологии адаптируемого и хорошо контролируемого шипа является концепция Экошип 8, представленная в 2013 году. В нее входят все улучшения дизайна шипа: многогранный анкерный шип, дизайн пояса, уменьшающий ударную нагрузку, и патентованная подушка фланца.

Разработка нешипованных зимних шин также должна была учитывать характеристики безопасности новых высокоэффективных моделей автомобилей, например, тормозов с АБС и систем контроля устойчивости, разработанных на основе этой технологии. Например, Hakkapeliitta RSi Nokian (2003 год) предложила новую скоростную категорию и имела в протекторе усилитель торможения, обеспечивающий более стабильное сцепление во время ускорения и торможения.

Шипованная шина Hakkapeliitta 5 Nokian в 2006 году представила «Медвежий коготь», поддерживающий шип. Эта инновация напоминает коготь на переднем крае блоков шипов, удерживающий шип во время торможения в оптимальном положении. Это обеспечивает немедленный эффект сцепления и стабильное управление.

Секрет сцепления

За секретом сцепления стоит удар шипом, но он также является фактором, усиливающим шум от качения и износ дорожного покрытия. Шипованная шина Hakkapeliitta 7, представленная в 2009 году, использовала технологию «Воздушный коготь», действующую наподобие кроссовок с воздушными подушками. В протекторном блоке перед шипом имеется воздушный карман, смягчающий удар по дорожному покрытию на этапах контакта и отделения. Тем самым уменьшается износ дорожного покрытия и самом шипа, а также поддерживается комфортный уровень шума.

Протектор современной шипованной шины работает неразрывно с технологией шипов. Ламели, улучшающие сцепление протектора, также помогают работе шипа. Индикатор безопасности вождения (ИБВ), запатентованный Nokian Tyres, обеспечивает водителя информацией относительно износа шины.

Состав резины шины безопасно адаптируется к различным погодным и температурным условиям. В последнем зимнем составе доля натурального каучука увеличена до 20 %. В 2014 году в состав резины нешипованной зимней шины добавлены сцепляющие частицы «Криокристалл» Nokian.

Гибридная шина будущего

Обновленным флагманом шиповой технологии является концепция Экошип 8 Nokian, обеспечившая в 2013 году для Hakkapeliitta 8 Nokian невиданное ранее зимнее сцепление. Изменения шипования в модели Hakkapeliitta 8 были настолько уникальными, что для этой модели шин потребовались новое, специально заказанное оборудование.

Новинкой стало оптимальное расположение шипов: вместо стандартной зоны бурта, шипы располагались равномерно по всей поверхности протектора. Идея заключалась в том, чтобы не располагать шипы друг за другом, что обеспечило наилучшее сцепление в любой ситуации. Более того, количество шипов снова увеличилось до того уровня, когда шипованная шина впервые увидела свет: Hakkapeliitta 8 Nokian имела до 190 шипов. Тем не менее, известная подушка Экошипа обеспечивает настолько чувствительный контакт с дорожным покрытием, что износ дороги стал намного ниже нормы, установленной законодательством. Шип новой шины Hakkapeliitta весит менее одного грамма. Новые шипы выступают всего на 0,8–0,9 мм.

В 2014 году мы получили представление о будущей шипованной шине, когда компания Nokian Tyres показала революционную гибридную шину, дающую водителю возможность активировать шипы нажатием кнопки.  Пока что эта модель является лишь концепцией, но она показала, как свойства нешипованных и шипованных шин могут использоваться в зависимости от меняющихся погодных условий. В ней сочетаются лучшие инновации технологии  нешипованных и шипованных шин и обеспечивается безопасное зимнее вождение при любых условиях.  Чемпион по сцеплению между шиной и дорожным покрытием претерпел несколько этапов усовершенствования и готов к решению новых задач.

Веикко Райхёнен, изобретатель шипа

Веикко Райхёнен

Твердые металлические шипы, встроенные в протектор зимней шины, возникли на основе идеи Веикко Райхёнена, специалиста по ремонту резиновых изделий из г. Варкаус. Райхёнен работал контролером в мастерской по ремонту резиновых изделий компании Arkela Oy и понял, как можно закрепить устройство блокировки скольжения на протекторе шины. Для этого потребуется ввести металлическую заклепку с грибообразным стержнем в плотно подогнанное отверстие, просверленное в поверхности резиновой шины. В 1957 году Райхёнен подал заявку на патентование своего изобретения, названного Piikkirengas (Шипованная шина). Патент был наконец получен в 1959 году. В заявке указано, что Райхёнен использовал в своих испытаниях зимнюю шину Hakkapeliitta.

Изображение: Веикко Райхёнен

Kometa-Hakkapeliitta – шипованный воин

Kometa-Hakkapeliitta

Проблемой нового патентованного устройства блокировки скольжения был быстрый износ конца шипа. Когда финская компания Oy Kovametalli Ab объединила инновационный шип с твердым металлом, получился уникальный твердый шип: заклепка со стальным корпусом получила паяный стержень из твердого сплава. Износостойкость была оптимизирована до уровня износостойкости резинового протектора.

Производство шипов Kometa началось в 1960 году. Помимо легковых автомобилей, шипы из твердого металла были разработаны для автобусов и грузовиков, а также для специальных транспортных средств, таких, как пожарные автомобили и внедорожные тракторы. Использование изобретенного шипа также распространилось на двухколесные транспортные средства.

Гоночный мир стал важной испытательной средой для шипов Kometa, так как в нем имелись экстремальные условия для шипов из твердого металла. Например, результаты, достигнутые великим финским гонщиком Паули Тоивоненом, дали ценные сведения о шипах. Шипованные шины впервые использовались в Монте-Карло в 1963 году. 8 из 12 лучших гонщиков использовали шипы, из них гонщики, занявшие первые четыре места, оборудовали свои болиды шипами Kometa-Hakkapeliitta. В последующие годы большинство водителей, финишировавших в Монте-Карло, использовали шипованные шины.

Haka-Hakkapeliitta

Haka-Hakkapeliitta, новый вид продукции, запущенный в производство в 1956 году, побивает все прежние рекорды продаж.

Серия Haka-Hakkapeliitta в 1950-е и 1960-е годы была самой продаваемой серией зимних шин. Серия Haka-Hakkapeliitta, введенная в 1956 году и выросшая до полноразмерного набора двумя годами спустя, была ответом на новые условия зимнего вождения и даже на увеличившийся размер автомобилей. Покрышка была снабжена плотно посаженными выступами, доказавшими свою эффективность на ледяных дорогах с уплотненным снегом, поскольку торможение создавало небольшой воздушный карман между выступом и поверхностью дороги, что приводило к чашеобразному сцеплению благодаря отрицательному давлению воздуха. Продольные дорожки по обеим сторонам центрального участка были также новинкой в серии Haka-Hakkapeliitta. Они обеспечивали хорошую продольную устойчивость.

Изображение: Haka-Hakkapeliitta, новый вид продукции, запущенный в производство в 1956 году, побивает все прежние рекорды продаж.

Отверстия для шипов

Первая зимняя шина со стальной лентой, Hakkapeliitta NR 08, получившая шипы в конце 1970-х годов.

Подготовка отверстий для шипов в протекторе шины стала серьезным шагом в повышении долговечности и безопасности шипованной шины.  Это означало, что качество резины больше не снижалось в результате последующего сверления отверстий для шипов. Шипы, устанавливаемые в заранее подготовленных отверстиях, были направлены строго перпендикулярно протектору, и их выступ был одинаковым.

Новая модель Hakkapeliitta позволяла располагать шипы параллельными рядами в количестве до 12, поскольку шипы могли устанавливаться в соответствии с любым рисунком протектора шины. Начиная с 1970-х годов, по мере увеличения популярности радиальных шин, шипы располагались вдоль плечевой зоны шины, что было призвано обеспечить наилучшую комфортность руления. В последней концепции Экошип 8 Nokian положение каждого шипа оптимизировано компьютером. Это обеспечивает превосходное продольное и поперечное сцепление на льду. Шипы более не располагаются в ряд; вместо этого они распределяются равномерно по всей поверхности протектора.

Изображение: Первая зимняя шина со стальной лентой, Hakkapeliitta NR 08, получившая шипы в конце 1970-х годов.

Система экошипов

Ключевой концепцией, стоящей за технологией Системы экошипов, используемой в зимних шинах Hakkapeliitta, является подушка шипа, повышающая эффективность работы шипа и смягчающая его воздействие на дорожное покрытие.

Шипы изнашивают асфальт, который итак находится под сильным воздействием скандинавского климата. Данный факт в течение всего периода дискуссий, начиная с 1960-х годов, использовался в качестве аргумента теми, кто выступал против шипов. Nokian Tyres, не довольствуясь просто обдумыванием ситуации, приняла меры для поиска решений, которые позволили бы снизить износ.  Одной из наиболее успешных инноваций была Система экошипов, внедренная в 1995 году. Легкий, пружинообразный шип располагался внутри блокирующего шип отверстия и ударялся в дорожное покрытие только по мере необходимости. По данным Технического исследовательского центра ВТТ Финляндии, Экошип давал на 30 процентов меньше износа асфальта, чем традиционная технология шипа. Это был важный шаг в направлении создания более экологичной зимней шины.

Изображение: Ключевой концепцией, стоящей за технологией Системы экошипов, используемой в зимних шинах Hakkapeliitta, является подушка шипа, повышающая эффективность работы шипа и смягчающая его воздействие на дорожное покрытие.

Невиданное ранее сцепление — сцепляющие частицы «Криокристалл» Nokian

Концепция «Криокристалл» Nokian. В некоторой степени кристаллы действуют как встроенные шипы, зацепляя поверхность своими острыми и твердыми краями.

Устройство блокировки скольжения может также находиться внутри резинового состава! Микроскопические, со кругленными краями, кристаллы, добавляемые в резиновый состав нешипованной зимней шины улучшают ее продольное и поперечное сцепление, особенно на льду.  Частицы «Криокристалл» с твердостью алмаза прочно скрепляются с дорожным покрытием и улучшают сцепление. По мере износа поверхности шины новые кристаллы будут постоянно появляться на ней.

Изображение: Концепция «Криокристалл» Nokian. В некоторой степени кристаллы действуют как встроенные шипы, зацепляя поверхность своими острыми и твердыми краями.

Индикатор безопасности вождения

Индикатор безопасности вождения

Вы можете легко проверить оставшийся срок службы у шины при помощи Индикатора безопасности вождения, который имеется как на зимних, так и на летних шинах. Числа в середине протектора шины исчезают по мере износа шины. Для зимних шин критическая точка износа также помечается снежинкой. Когда снежинка стирается, наступает время покупки новых зимних шин. Компания Nokian Tyres запатентовала Индикатор безопасности вождения в 1999 году.

Новая Hakkapeliitta

Hakkapeliitta с гоночными шипами. В каждом ряду имеются отверстия для шипов.

Изобретение шипа стало началом новой эры в зимнем вождении, что в корне изменило дизайн зимней шины. Компания Suomen Kumitehdas хотела предложить водителям современную и безопасную альтернативу. Серия Hakkapeliitta, разработанная в 1964 году, стала первой в своем роде зимней шиной, с самого начала рассчитанной на установку шипов.

Изображение: Hakkapeliitta с гоночными шипами. В каждом ряду имеются отверстия для шипов.

Технология будущего – нешипованная шина с шипами

Уникальная технология шипа выталкивает шипы наружу в случае необходимости.

Меняющиеся условия вождения все чаще встречаются на зимней дороге. Зимняя шина должна адаптироваться к любым условиям, например, необорудованные дороги, скользкие уклоны и мосты, непредсказуемые перекрестки и прочие сложные места.

Концепт-шина Hakkapeliitta Nokian, разработанная компанией Nokian Tyres, сочетает в себе лучшие качества шипованных и нешипованных шин.  Идея, заключенная в данной нешипованной шине с шипами, состоит в том, что шипы можно заставить выходить из их отверстий в случае изменения условий вождения. Корпус шипа постоянно остается на месте; движущейся частью является твердый металлический стержень, находящийся в центре шипа. Данная инновация, представленная в виде концепт-шины, это взгляд в будущее, показывающий, что сочетание шипованных и нешипованных шин наконец стало возможным.

Изображение: Уникальная технология шипа выталкивает шипы наружу в случае необходимости.

Индикатор безопасности вождения

Водитель должен иметь возможность полагаться на свойства зимней шины на протяжении всего срока ее службы. Но когда наступает время перехода на шины Hakkapeliitta? В 2000 году Nokian Tyres разработала Индикатор безопасности вождения, который может использоваться для проверки оставшейся глубины протектора на шине. По мере износа шины числа в середине протектора шины исчезают по одному. Изменение характеристик безопасности также отображается символом снежинки. Когда снежинка стирается, водитель должен приобрести новые зимние шины. Для безопасного зимнего вождения требуется глубина протектора в четыре миллиметра.