← Hakkapeliitta – 80 лет

Непрерывная научно-исследовательская работа

При разработке изделия научные исследования и испытания играли ведущую роль на протяжении всей истории компании Nokian Tyres. Деятельность наших лабораторий и испытательных треков всегда отличали опыт, постоянная работа и упорство  в сочетании с поиском абсолютно новых технических решений.

Лаборатория  Suomen Gummitehdas была основана в 1920 году, по инициативе  технического директора Антти Ахтеро. Густаф Комппа, один из ведущих химиков Финляндии, также входил в состав совета директоров предприятия. Предприятие, расположенное в Хельсинки, позднее было преобразовано в лабораторию Keskuskumilaboratorio (Центральная лаборатория исследования резин ), где проводились исследования сырья и разрабатывались смеси для всех  бизнес -подразделений компании Gummitehdas.

В отделе производства шин  проводились и  внутренние исследования. Проводились активные испытания уже  готовых шин на автобусных маршрутах, например, на автобусах компании  Paunu, курсировавших между Тампере и Нокиа, и автобусах компании Leino & Kumppani в Хельсинки. Таксисты тоже выступали в роли водителей-испытателей шин.

Исследовательские работы в  Gummitehdas проводились и позднее, особенно в исключительных обстоятельствах Второй мировой войны, исследования велись и в области бытовых синтетических смесей и выращивания каучукового одуванчика (кок-сагыза).

Чудеса в лаборатории шин

В 1960-е годы инновации в области производства  зимних шин повысили необходимость проведения дорожных испытаний. Таксисты из Тампере участвовали в испытаниях износостойкости шипов. В целом,  профессиональные водители проходили пятнадцати миллионов  километров в год в рамках контролируемых  эксплуатационных испытаниях с использованием  шин Nokia. Проверка автомобилей проводилась одновременно с опросом водителей раз в месяц.

В 1969 году на заводе шин появился свой собственный отдел НИОКР. Лаборатория профинансировала закупку испытательного оборудования с тремя пазами, которое можно было использовать для замера сопротивления качению или крепление обода при скорости до 250 км/ч.

Шины Hakkapeliitta на ходу

Замер зимних свойств шин Hakkapeliitta проводился  на ледяной дороге Алисенярве длиной 1,2 км в городе Нокиа и завершился в 1968 году. Замеры проводились с использованием оборудования Peiseler, но автомобили были разные.

На следующий год компания  приобрела свои автомобили и наняла своих водителей. Два пассажирских автомобиля  Saab 99  проходили приблизительно 1 300 километров в день, в две смены. В первую команду водителей вошли Пертти Ниикконен, Яааакко Ахо, Матти Пууска и Ярмо  Таккинен. До октября 1970 года, когда эти машины были заменены автомобилями "Вольво", за каждый год машины проходили  по  400 000 км. Знак проведенных испытаний  шин стал обычным в компании Nokia. Сейчас испытательный центр Nokia это основной орган разработки летних шин. В компании Nokia проводится имитация почти всех возможных дорожных ситуаций  на северных дорогах. При необходимости, поиск жестких условий эксплуатации ведется  по всему миру. Испытания шин  UHP ( доя сверхвысоких нагрузок), предназначенных для вождения на высоких скоростях, выполнялись на заграничных  испытательных полигонах.

Специалист по северным условиям эксплуатации

В конце 1970-х годов по всему миру производство шин с "липучками"  было на подъеме. По всей стране искали  места, где можно было бы провести испытания шин Hakkapeliitta в зимних условиях. В 1986 году компания основала свой собственный постоянный испытательный центр в Ивало, к северу от Полярного круга, где команды НИОКР и испытателей вместе с водителями проводили испытания шин, чтобы из всего их многообразия  выбрать наилучшие. Компания стала ведущим мировым специалистом по условиям вождения в северных условиях  благодаря комплексным и тщательно подготовленным испытаниям, прошедшим в Лапландии.

Центр, площадь территории  которого увеличилась более, чем до  700 гектаров, используется для проведения зимних испытаний в суровых условиях с октября по май.

Постоянно изменяющиеся зимние условия заставили проводить дальнейшие разработки методов испытаний. Новое поколение шин  Hakkapeliitta, например, прошло испытания на самоочищение от грязи, компания Nokian Tyres была первой в мире компанией, которая ввела их в 1996 году.

Продукция, адаптированная для различных рынков

Разработка шин требует тщательно продуманного, прицельного планирования. Для разных рынков требуются изделия, адаптированные  под их потребности, и именно им нужные инновации. Рынки и группы потребителей  становятся все более раздробленными. При разработке изделия нужно пристально следить за смещением фокуса интересов и изменениями нужд потребителей и пытаться угадать их желания. Рынок может быть уверен, что предлагаемые изделия точно адаптированы под различные варианты использования и прошли испытания со строгими требованиями.

Компания Nokian Tyres тратит на испытания около половины всех своих затрат на НИОКР. Достаточно обоснованные результаты испытаний нельзя получить только в лабораторных условиях. Именно поэтому компания Nokian Tyres проводит испытания своих изделий в реальных условиях по всему миру, чтобы добиться их безупречной работы в сложных и изменяющихся условиях. 

Испытательная лаборатория компании в Ивало, финская Лапландия,  ведет разработку  шин, успешно прошедших все испытания, на которые могут положиться потребители  во всем мире. Такие шины-победители создаются на основе высококлассного опыта  и миллионов километров испытаний.

Признанная лучшей из всех испытанных шин - шипованная шина  Nokian Hakkapeliitta 8  была на автомобиле, который установил рекорд скорости на льду -  335, 713 км/ч (208,602 миль в час).

Лаборатория Keskuskumilaboratorio

В производстве шин используются научные знания химии и физики. Исследователи в Центральной лаборатории исследования резин, 1940-е годы.

Компания Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö начала разработку своей продукции в 1920 году, когда первый технический директор компании  Антти Антеро организовал  лабораторию  Keskuskumilaboratorio (Центральная лаборатория исследования резин)  в Хельсинки. Пауль Зихерт, из прибалтийских немцев, был назначен начальником лаборатории.

В годы войны завод  Savio, принадлежащий компании, организовал  лабораторию сырьевых материалов для разработки синтетических резиновых смесей.  Организация переехала в Хельсинки в 1949 году. Вся лаборатория переехала в город Нокиа в 1975 году,  и стала называться  исследовательский центр Oy Nokia Ab Kumiteollisuus. Что касается  шин Hakkapeliitta, лаборатория отвечала за основные физико-химические исследования, а разработкой конкретного изделия занимался отдел шин. Начиная с 1960-х годов, идет быстрое развитие технологии изготовления шин, и Нокиа вложили от  3 до 4 % своего оборота в НИОКР.

В наше время,  компания Nokian Tyres  уделяет большое внимание разработке изделий, a доля новых продуктов составляет 25% от оборота. На разработку совершенно нового изделия уходит от 2 до 4  лет.

Фото: В производстве шин используются научные знания химии и физики. Исследователи в Центральной лаборатории исследования резин, 1940-е годы.

Каучуковый одуванчик

Основные сырьевые материалы для производства шин: натуральный каучук, синтетическая резина  и масло.  Примерно половину резины, используемой в современных шинах, до сих пор составляет  натуральный каучук.

Во время войны, чтобы восполнить нехватку материалов, в Финляндии предпринимались попытки получить на местном уровне натуральный каучук из каучукового одуванчика  (Taraxacum kok-saghyz).

Работы по пробной культивации, которая началась летом 1943 года, возглавил профессор Отто Валле из экспериментальной сельскохозяйственной лаборатории  Maatalouskoelaitos в Тиккуриле, плантации площадью от 1 до 10 акров были разбросаны по всей стране. Даже в Нокиа была своя плантация  одуванчиков. Каучуковый экстракт из одуванчика сравнили с натуральным каучуком из тропиков, где находилась лаборатория завода  Savio. Качество было таким же, как и у  сырого каучука, коагулированного из дерева западноавстралийского эвкалипта, но из-за трудоемкого способа экстрагирования  и небольшой урожайности,  использование каучукового одуванчика сочли невыгодным. Для выработки одной тонны резины требуется плантация площадью 10 гектаров. Опыты с каучуковым одуванчиком завершились в 1947 году.

Фото: Основные сырьевые материалы для производства шин: натуральный каучук, синтетическая резина  и масло.  Примерно половину резины, используемой в современных шинах, до сих пор составляет  натуральный каучук.

Испытательный центр Нокиа

Испытательная трасса Nokian, 2015 г.

Ближайший испытательный центр компании расположен за углом от штаб-квартиры Nokian Tyres. Испытательная трасса в г. Нокиа была первоначально построена в 1960-е годы, и к данному моменту ее площадь расширена до 30 гектаров. Одно из последних расширений было выполнено в 1999 году, оно особенно добавило разнообразия испытаниям на высоких скоростях. Испытания в Нокиа осуществляется с весны до поздней осени. Помимо трасс для различных операций вождения, инженеры по разработкам продукции могут, например, пользоваться автоматической дождевальной системой и высокоскоростной камерой. Nokian Tyres также является пионером в испытаниях по вождению по грязи. Такие испытания были начаты в Нокиа еще в 1996 году.

Изображение: Испытательная трасса Nokian, 2015 г.

Ивало

Зимнее испытание на северном снегу. До постройки испытательного центра приходилось каждый раз, год за годом, искать подходящие условия.

Испытание зимних шин в реальных условиях стало важным условием для разработки продукции. На протяжении всего периода своего существования Nokian Tyres использовали во благо особенности финской погоды и сложных зимних условий. Начиная с 1930-х годов, шины Hakkapeliitta в основном испытывались в окрестностях города Нокиа. В 1970-х испытатели и их автомобили стали перемещаться далее на север. Каждую зиму подходящие условия испытания искали в разных местах. Во всех этих случаях использовался тяжелый транспорт и организовывалась испытательная база, и при этом возможности для испытания могли измениться в любой момент.

Открытие испытательного центра в Ивало в 1986 году открыло новые возможности для долгосрочного исследования свойств шин в зимнее время. На 700 гектарах самого северного в мире центра испытания шин, шины серии Hakkapeliitta испытываются методами ускорения и торможения, сложного движения по снежной и ледяной трассе и ускорения на подъеме. Испытательный сезон в Финской Лапландии продолжается с октября по май.

Изображение: Зимнее испытание на северном снегу. До постройки испытательного центра приходилось каждый раз, год за годом, искать подходящие условия.

Испытание с экстремальными параметрами — мировые рекорды для самой быстрой машины на льду

Джанне Лаитинен и Hakkapeliitta 8 Nokian на скорости мирового рекорда.

В последние годы Nokian Tyres держала мировые рекорды для самой быстрой машины на льду. Водитель-испытатель Джанне Лаитинен зафиксировал последний рекорд на уровне 335,713 км/ч (208,602 миль в час) в марте 2013 года на льду Ботнического залива около г. Оулу.  Он вел автомобиль Audi RS6 на шипованных шинах Hakkapeliitta 8 от Nokian. На рекордной скорости машина проходила свыше 93 метров в секунду. Прошлый рекорд был также установлен Лаитиненом: 331,61 км/ч (206,05 км/ч).

 В соответствии с определением организации Книги рекордов Гиннеса, мировой рекорд для самой быстрой машины на льду определяется путем измерения времени, затраченного на прохождение трассы длиной 1 километр, в обе стороны и со стартом с хода. Мировой рекорд является средним значением этих показателей.  Лед должен быть природным, не должен делаться более шероховатым или обрабатываться химикатами. Шины должны быть доступными в продаже и разрешенными для использования на дороге.

Nokian Tyres также держит мировой рекорд для самой быстрого  электромобиля на льду: 252,09 км/ч (156,67 км/ч) — также управляемого Джанне Лаитененом. Данная максимальная скорость была достигнута электромобилем E-RA, созданного в сотрудничестве с Университетом Прикладных наук Метрополия, Хельсинки, в марте 2012 года.  Рекордный заезд состоялся в Инари, на льду озера Уконьярви на шипованных шинах Hakkapeliitta 7 Nokian.

Изображение: Джанне Лаитинен и Hakkapeliitta 8 Nokian на скорости мирового рекорда.