← Hakkapeliitta – 80 лет

Дух Hakkapeliitta

История концерна Nokian Tyres также является историей развития финской резиновой индустрии. Благодаря долгосрочной стратегии развития, компания  и ее сотрудники превратились из производителей галош в международных экспертов по изготовлению зимних шин мирового класса. Этот путь развития потребовал от них много инновационных решений, смелости и командного духа.

Резиновая промышленность зародилась в Финляндии в конце 19 века. После того, как ряд экспериментов, проведенных группой промышленников из города Хямеэнлинна, закончился банкротством, новый завод был основан  в Лястенкодинкату, Хельсинки. На учредительном собрании акционеров 11 марта 1898, компании было присвоено название  Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö. Ее владельцами стали лица, занимающие ведущие позиции в сфере коммерции, промышленности и культуры.

Эдуард Полон (1861-1930) был назначен исполнительным директором. Полон, сын местного шефа полиции с польскими корнями, возглавлял завод до 1929 г. Анти Антеро, ранее Аалберг, брат  актрисы Иды Аалберг, был назначен техническим директором, и управлял заводом до 1939 г.

На берегу Нокианвирты

Suomen Gummitehdas производила  обувь и резинотехнические изделия. Изделием номер один были галоши. Расширение производства в центре столицы было  затруднительным, поэтому компания начала поиски новой территории для размещения производства. После рассмотрения нескольких вариантов, и, частично, по совпадению, компания разместилась в г. Нокиа, городе с красивым природным ландшафтом и доступной электроэнергии от реки Нокианвирта. Местные рабочие убедили в этом решении землевладельца Антеро и акционера Биргера Пентцина.  Gummitehdas переехал в Нокиа в 1904 г., взяв с собой с сорок своих сотрудников.

Источником электроэнергии для Suomen Gummitehdas служил расположенный рядом деревоперерабатывающий завод Nokia Oy. Gummitehdas стал его главным владельцем в  1919 г. В 1922 г., компания приобрела большую часть акций кабельной фабрики Suomen Kaapelitehdas, работавшей рядом с рекой Nokianvirta.

Вместе в будущее

В 1928 г., резиновая фабрика пережила длительную забастовку. Многие рабочие уволились на срок около 1 года.  В конце забастовки, управляющий директор Полон взял на себя инициативу по строительству нового здания для проведения торжественных мероприятий, собраний и вечеров для рабочих. Здание Kerhola, спроектированное архитектором  В. Г. Палмквистом в духе классицизма было торжественно открыто весной 1930 г. В этом же году образовались группа Gummitehdas и хор Kumikuoro.

В 1930 г, в резиновой индустрии Финляндии   наблюдалась активная централизация. Suomen Gummitehdas приобрела резиновую фабрику Nurmi, фабрику по производству резиновых матов  Denffer, а также резиновую фабрику Helsinki. Также, компания приобрела резиновую фабрику  Savio и Kumiteollisuus Oy из Tampere. Преемником Полона на посту исполнительного директора стал Торстен Вестерлунд.

В 1938 г. Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö заняла 20 место  в списке крупнейших компаний Финляндии. Компания в г.Нокиа  насчитывала 1 500 сотрудников; фабрики  Nurmi и Savio увеличили общее число сотрудников до 2 000. Объем технической продукции к этому времени превысил объем обуви, и компания начала освоение новой производственной сферы – изготовления автомобильных шин.  Eino H. Liljeroos занял должность технического директора в 1939 г.

Gummitehdas проявлял заботу о своих сотрудниках и их семьях самыми разнообразными способами. Рядом с фабрикой находился детский сад и ясли. Заводская столовая “Töpinä”, открытая в 1941 г., ежедневно обслуживала весь персонал.  Также, компания участвовала в основании профессиональной школы  Nokia в 1935 г.

Тридцать шесть работников фабрики Нокиа погибли во время Второй мировой войны. Их дети стали крестными детьми компании. По окончании войны, объем  выпускаемой фабрикой продукции возрос еще больше. Бывшим солдатам и вдовам было предложено жилье в районах Ruskeapää и Lauttala.

Резиновая фабрика нового поколения

Когда война закончилась, в воздухе витал дух неуверенности и, одновременно, веры в будущее.  В ответ на возросшие затраты компания увеличила свой долевой капитал в два раза. В 1949 г. фабрика Nokia насчитывала более 2 000 сотрудников.

Моторизация вскоре стала реальностью в г. Нокиа: первые парковочные места перед фабрикой были зарезервированы в 1955 г, в то время как раньше сотрудники прибывали на работу на велосипеде или пешком.

Торстен Вестерлунд вышел в отставку в 1958 г., и должность исполнительного директора занял Энсио Сальменкаллио. В 1959 г. компания была переименована в  Suomen Kumitehdas Osakeyhtiö. Вскоре выручка от продаж автомобильных шин превысила выручку от продаж резиновой обуви, и автомобильные шины стали основной выпускаемой продукцией.

1960 г. – период слияния компаний. В 1963 г. компании  Kumiteollisuus Oy и Nokian Kutomo объединились в  Kumitehdas. Самое крупное слияние на берегах Нокианвирты произошло в 1966 г., когда Suomen Kumitehdas, деревообрабатывающая компания, Nokia Oy и Suomen Kaapelitehdas объединились в одну компанию. Образовавшееся предприятие начало работу в 1967 г. Oy Nokia Ab стала второй крупнейшей компанией в Финляндии, после Enso-Gutzeit, насчитывающей 8 000 сотрудников. Väinö Richter занял должность директора резиновой индустрии.

Компания -это ее сотрудники

Культурно-развлекательные мероприятия сосредоточись преимущественно в  Koukkujärvi, где подразделение компании Nokia арендовало летний коттедж. Усилиями команды сотрудников рядом была построена сауна в 1965 г. Также, местный профсоюз приобрел поместье Кuusisto для заводских сотрудников.

В 1971 г.  была сформирована администрация местного филиала Nokia в качестве связующей структуры между  деревообрабатывающей и резиновой фабриками, входившими в концерн. В 1972г. головной офис компании переместился из Хельсинки в Нокиа. Пекка Юкка возглавил резиновую индустрию в 1977 г.

Управляющим директором был назначен Лэссе Куркилахти в 1988 г. Nokian Tyres Plc, открытое акционерное общество, было образовано в 1995 г. Компания  Nokian Tyres приобрела известность как первое предприятие, которое проводило изыскания в сфере управления персоналом, и ввело новую форму отчета – итоговый отчет сотрудников. Директор Ким Гран, ранее ответственный за изготовление шин легковых автомобилей, стал седьмым управляющим директором компании в 2000  г. Сейчас предприятие, изготавливающее самые северные шины в мире,  работает под началом президента и исполнительного директора Ари Лехторанта.

В 2000 г. компания Nokian Tyres превратилась из традиционной экспортной компании в мировой шинный концерн со строго специализированной продукцией. Собственные разработки компании, созданный ею уникальный продукт и зимняя программа тестирования привели к успеху шин в независимых испытаниях, который сохраняется уже на протяжении многих лет. Одной из составляющих стратегии самого успешного производителя шин является активное расширение сети розничных продаж Vianor. Сегодня все больше магазинов сети Vianor сотрудничают с компанией как партнеры, на основании франшизы.

Nokian Tyres добилась превосходных успехов на важнейших территориях рынка: северные страны, Россия и страны СНГ.  Поддержка стран Центральной Европы и Северной Америки также способствует росту компании. В 2010 г. годовой оборот компании превысил один миллиард евро. Nokian Tyres является единственным производителем, специализирующимся  на изготовлении шин для суровой северной зимы.

Сегодня Nokian Tyres насчитывает  более  4 000 профессионалов шинной индустрии - людей со своими радостями, мечтами, ценностями и мышлением. Всех их объединяет  вера в свои возможности, совершение открытий в результате совместных усилий,  и отсутствие страха перед работой. Мы называем это духом Hakkapeliitta. Это состояние духа компании: Осязаемый, но не поддающийся определению. Натуральный, искренний, реальный. Удивительно простой. Недоступный для подражания.

Pólon’s vision for tyres

Eduard Polón

Высланный из Сибири из-за своих политических взглядов в 1916 г., первый исполнительный директор компании Эдуард Полон  решил организовать шинное производство. Анти Антеро и Густаф Вестерлунд, состоявшие членами правления,  встретились с Полоном в г. Чухлома костромской области. Во время своего путешествия в Чухлому, ими было принято совместное решение начать производство шин. Однако, для претворения этого решения в жизнь потребовалось еше десять лет.

Музыкальная группа

Во время гастролей, заводская группа выслушивала пожелания покупателей, и а впоследствии была разработана шина Hakkapeliitta.

Музыкальная группа Suomen Gummitehdas Oy была основана в 1930 г. Onni A. Vikkula и Väinö Huuhka были ее дирижерами в течение долгого времени. Музыканты работали в компании, но, кроме этого, они зарабатывали, играя на музыкальных инструментах. Группа репетировала в фестивальном холле Керхола. В 1951 г. группа Gummitehdas отправилась в концертный тур в Нидерланды, где она завоевала золотую медаль на конкурсе музыкантов-любителей.

Изображение: Во время гастролей, заводская группа выслушивала пожелания покупателей, и а впоследствии была разработана шина Hakkapeliitta.

История в двух словах

1898 Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö founded
1904 Factory set up in Nokia
1925 Bicycle tyre production starts
1932 Passenger car tyre production stars
1934 “Kelirengas”, the first winter tyre in the world
1936 The first Hakkapeliitta tyre is manufactured
1945 New tyre factory built in Nokia
1959 From Suomen Gummitehdas to Suomen Kumitehdas Oy
1959 Marketing company in Sweden, Finska Gummi AB, later Nokian Däck AB
1967 Oy Nokia Ab established - Rubber, Cable and Paper
1968 Tyre factory expansion
1978 Marketing company in Norway, Norsk Traktorkompani A/S, later Nokian Dekk AS
1980 Marketing company in Canada, Nokia Products Ltd., Canada (later Nokian Tyres North America Ltd., USA)
1981 Tyre factory expansion
1982 Marketing company in Germany, Nokia GmbH, later Nokian Reifen GmbH
1988 Joint venture company Nokia Tyres Ltd established
1989 Marketing company in Switzerland, Nokian Reifen AG, Switzerland
1995 From Nokia Tyres to Nokian Tyres Plc, listing in the Helsinki stock exchange
1996–2001 Tyre factory expansions
1998 First own retail sales outlets in Sweden and Latvia, marketing company OOO Nokian Shina in Russia
1999–2000 Own tyre retail chain expands to Finland and Russia, Vianor name used by entire chain
2003 Nokia’s ownership ends: Bridgestone Europe NV/SA becomes largest shareholder
2005 Second Nokian Tyres factory started in Vsevolozhsk, Russia.
2006 Marketing company in Ukraine,Nokian Shina TOV. Marketing company in the Czech Republic, Nokian Tyres s.r.o.
2007 Marketing company in Kazakhstan, TOO Nokian Tyres
2010 Marketing company in Belarus, Nokian Shina LLC 
2011 Marketing company in China,  Nokian Tyres Trading (Shanghai) Co. Ltd.
2013 New Nokian Hakkapeliitta 8 and new world record for the fastest car on ice, 335.713 km/h (208.60 mph).
2013 New generation of Hakkapeliitta winter tyres. Studded Nokian Hakkapeliitta 8 and non-studded Nokian Hakkapeliitta R2.
2014 The Hakkapeliitta winter tyre family grows. The studded Nokian Hakkapeliitta 8 SUV and the Nokian Hakkapeliitta C3 and Nokian Hakkapeliitta CR3 van tyres
2014 The world’s first winter tyre with pop-out studs. Nokian Hakkapeliitta concept tyre. 
2014 The new Nokian Hakkapeliitta R2 – The world’s first winter tyre for electric cars with an A rolling resistance rating. 
2015 The renewed Nokian WR winter tyre family. The Nokian WR D4 – the world’s first winter tyre with wet grip in the EU tyre label’s best A class. 
2015 Nokian Weatherproof. The Nokian All-Weather concept ensures safe driving comfort all year long. 
2015 The world’s first winter tyre with wet grip and rolling resistance in the EU tyre label’s best A class. The renewed Nokian WR SUV 3.

Шины Nokian на мировом рынке

В конце 2015 г, концерн Nokian Tyres насчитывал 12 маркетинговых компаний, разбросанных по всему миру.

Vianor

Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö открыл свой собственный офис продаж в Хельсинки в 1900 г. Самым популярным стал офис в Милонкату, где в годы дефицита даже образовывались очереди.

Сначала продажа автомобильных покрышек осуществлялась через хозяйственные магазины и автоcалоны. Некоторые мастерские по изготовлению резины также присоединились  в качестве контрактных дилеров. Однако, начиная с конца 1950 годов, продажа  автомобильных шин переместилась в специализированные магазины по продаже шин. В то же время, деятельность всего отдела автомобильных шин  сосредоточилась преимущественно вокруг продаж. Продавцы автомобильных шин во всей стране стали важным связующим звеном между заводом-изготовителем и потребителями.

Розничная продажа автомобильных  шин приобрела более интернациональный характер, когда Nokia Renkaat стал владельцем нескольких норвежских розничных магазинов на исходе 1990 гг. В конце десятилетия розничные магазины были объединены в одну розничную сеть Vianor, которая быстро расширилась и достигла границ Швеции и России. В 2000 г основные рынки Vianor находятся на территориях, осваиваемых  компанией Nokian Tyres: северные страны, Россия и страны СНГ, Северная Америка, Центральная и Восточная Европа. Летом 2011 г. Vianor открыл свой 800-ый розничный центр и одновременно вышел на итальянский рынок. В настоящее время  Vianor ведет бизнес в  25 странах.  Продажи росли, и витрины магазинов и у розничные продавцы, давшие им начало, уступили место  глобальной расширяющейся  сети многопрофильных центров, специализирующихся на обслуживании автомобилей и резиновых покрышек.
Изображение (выше): Выставка мототехники в Хельсинки, 1939 г.

Изображение (ниже):  800-й розничный магазин Vianor открылся в г.Монтебеллуна, Италия, 2011 г.